Происхождение праздника Зажинки

Зажинки - один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокофия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний - жней и жатвенник, жатву начинает». По другим – 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского. В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом - уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым - хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам кончаются жаркие дни, ночи становятся холоднее. 


Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы, поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывання поля».

На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп – «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.

В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Яндекс.Метрика