Происхождение праздника Купалье.


Праздник Купалье (или в русской традиции праздник Ивана Купалы) ему же и посвящен, то есть Купале. Кто же такой этот Купала? Это один из языческих богов восточных славян. Во времена славянского язычества Купало - бог всех земных плодов - был особенно почитаем, он причислялся к знатнейшим богам. Он считался третьим после Перуна и вторым после Велеса. 
 Этот бог в представлении славян был одет в легкую одежду и держал в руках цветы и полевые плоды, на голове имел венок из цветов купальниц, то есть он - бог лета, полевых цветов и летних плодов. Ему приносили жертвы из некоторых трав, зажигая из них костер. Вокруг костра плясали все, без различия пола и возраста, припевая песни. В празднике принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром (обливание водой каждого встречного, купание, очищающие костры, вокруг которых плясали, водили хороводы, через них прыгали, около них играли в горелки). Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжений девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже — относили на кладбище, бросали в колодец. 
 Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий. Понятно, что праздник этот чисто языческий. Почему же он тогда носит имя Ивана – христианского святогои освящается православной церковью? Академик Б.А.Рыбаков, являющийся научным авторитетом в области изучения славянской истории и культуры, отмечал, что к языческим праздникам были приспособлены культы некоторых святых. Так, к весеннему Юрьеву дню был приурочен праздник святого Георгия Победоносца. Традиционно этот праздник отмечался нашими предками 23 апреля (6 мая), когда жители деревень выгоняли впервые после зимы свой скот на пастбище. Поскольку св. Георгий считался покровителем скотоводства и защитником стад от хищных зверей, то этот праздник был назван его именем.
 Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и живительную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. В том же ХVI веке составитель Густынской летописи, давший краткое описание славянских языческих богов и обрядов, охарактеризовав Купалу как бога изобилия («яко же у еллин Церес»), писал: «Сему Купалу-бесу еще и доныне по некоих странах безумныи память совершают, наченше июня 23 дня в навечерие Рождества Иоанна Предтечи даже до жатвы и далей ситцевым образом: с вечера собираются простая чадь обоего пола и соплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и, препоясавшеся былием, возгнетают огнь; инде же поставляют зеленую ветвь и, емшеся за руце около, обращаются окрест оного огня, поюще свои песни, преплетающе Купалом; потом через оный огонь прескакуют». Не смотря на время праздник Купалье по своей сути как был праздником поклонения языческому божеству Купале, так им и остался.
 Этот акт поклонения и выражения почтения древнему славянскому богу Купале все еще продолжает иметь место, несмотря на все старания и усилия традиционной церкви. Правила и обычаи этого обряда поклонения передаются из поколения в поколение. Этот языческий обряд и обычай не потерял своей силы и сегодня. Подобный праздник празднуется сегодня с огромным размахом почти на государственном уровне. 

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Яндекс.Метрика